Итак, наше путешествие во времени и пространстве началось. Надо сказать очень дружно и споро. Почти все участницы перевыполнили свои нормы.
Avdonia, потихонечку подрастают изысканные жирафы. Очень красивый дизайн.
Лилиана75, и здесь есть прогресс. Очень мне нравится эта маленькая уточка. Она такая милая и уютная.
solovei, прическа у девушки почти завершена.
Галюня, котик продолжает свое приключение.
Savanna_, на диване расположились мягкие и уютные подушечки.
Наше путешествие во времени и пространстве мы начнем с города
Изборск – один из древнейших русских городов, свою официальную родословную он ведет – ни много, ни мало – от «Повести временных лет», в которой упоминается в 862 году. «Отсюда есть пошла земля русская», здесь зарождалась российская государственность. Подобных мест, где сохранились уникальные историко-культурные и природные памятники, где никогда не прекращалась жизнь, в России, да и во всем мире, очень мало.
По некоторым летописным версиям XVII века, город изначально назывался Словенском, по имени своего основателя Словена, сына легендарного новгородского посадника Гостомысла. Согласно легенде после смерти Словена город перешёл к его сыну Избору и стал называться Изборском. Существуют и другие версии возникновения названия города. Встречающееся с середины XVIII века мнение о скандинавском (норманском) происхождении Изборска («Исабург» т.е. город на реке Исе-Иссе) или финно-скандинавская теория происхождения этого топонима (в первой части его Иса эстонское «отец», во второй скандинавское «борг» — город) не могут быть приняты современной наукой. Поселение было основано славянами, что подтверждается многолетними археологическими раскопками. Поэтому названо оно могло быть только славянами. Географические названия, родственные Изборску встречаются в восточнославянском мире, при полном их отсутствии в североевропейских землях. Наиболее вероятно, что название Изборска производно от распространенного в языческом славянском мире мужского имени Избор. Возможно также, что название города возникло от слова «бор»- поселение славян-кривичей окружал густой непроходимый лес. Или от слова «сбор» — Изборск много раз бывал местом сбора русской рати.
В древнеславянских летописях Изборск впервые был упомянут в 862 году, наряду с такими старорусскими северо-западными городами, как Новгород, Муром, Белоозеро, Ладога. При этом надо сказать, что эта дата, как и все другие даты образования многих российских городов и поселений, записанных в древних летописях, является чисто условной. Археологические раскопки в Изборске, проведённые в наше время, показали, что селиться в этом месте древние славяне-кривичи начали ещё за много лет до его летописного упоминания.
В дальнейшем, после 862 года, у каждого из вышеупомянутых поселений сложился свой многовековой путь исторического развития. Сложился он и у Изборска. По одной из легенд, в конце нашего девятого столетия, нынешний Изборск первоначально носил имя Словенск, в честь старшего из сыновей, правившего тогда новгородским землями славянского князя Гостомысла Словена, посаженного отцом для управления этим поселением. Также есть и другая версия, что после смерти Гостомысла, Словен одновременно с Новгородом правил и Изборском.
Как часто и бывало в те далёкие времена, после смерти Словена это поселение перешло под управление его старшего сына Избора и стало называться теперь уже по его имени – Изборск. Данное имя поселения закрепилось за ним и сохранилось до наших дней.
Все это происходило до начала двух переломных эпох на Руси, связанных, в первой такой эпохе с приходом к правлению на новгородских землях правящих представителей скандинавских варягов – братьев Трувора, Синеуса и Рюрика. По легенде, придя на Русь Трувор стал управлять Изборском, Синеус – Белоозером, а Рюрик стал княжить в Новгороде, основав в последствии признанную всем российским историческим сообществом династию Рюриковичей, управлявшей Россией до Смутного времени в статусах князей, Великих князей и царей. Во второй переломной эпохе, Русь, как и другие страны европейского континента, всё больше и больше стали оказываться под растущим влиянием быстро проникавшей в умы европейских народов христианской религии. Разделение в середине первого тысячелетия христианской религии на православную и католическую формы богослужения, фактически привело не только к разделению в последующем народов западной и восточной Европы, но и к многовековому противостоянию их друг с другом. Как известно, славяне древней Руси избрали и приняли для себя православную христианскую веру. При этом надо сказать, что если бы христианская католическая вера смогла бы быстрее проникнуть в конце первого тысячелетия на языческие скандинавские земли и внедриться в умы проживавших на них народов, как это уже случилось ранее на итальянских и германских землях, сегодня мы бы видели совсем другой всю мировую историю.
Подавляющее большинство туристов, посещающих Изборск, прежде всего интересуют два объекта показа - средневековая крепость и Словенские ключи. И это вполне объяснимо: несмотря на обилие здесь уникальных памятников, именно они стали символом древней изборской земли. Крепость символизирует ее зодческую и воинскую славу, а ключи, стекающие шумными потоками с отвесной скалы в Городищенское озеро, - жизнь вечную и бесконечную. Говорят, что названы они были Словенскими в честь первого князя Словена. (Согласно летописным версиям, Изборск первоначально назывался Словенском). Но, кроме Словенских, безусловно, самых мощных подземных источников, в Изборске и его округе их столько, что не счесть, - Богородицкий, Никольский, Ильинский, Талавский... Многие изборские ключи считаются священными и обладают целительной силой.
О легендарных Словенских ключах слагают стихи и поют песни. Впервые о них упоминается в письменных источниках XVII века. В первом географическом описании земли Русской - книге «Большому чертежу» - сказано: «От Пскова в тридцати верстах к западу город Изборск стоит на Словенских ключах». А далее, вплоть до начала XX века, на них часто ссылались в своих путевых записках путешественники, выражая восхищение этим чудом природы. В наши времена, благодаря переходящим из поколения в поколение легендам и преданиям, Словенские ключи получили еще большую известность, стали главной достопримечательностью Изборско-Мальской долины. И если долине, образовавшейся в результате схода последнего валдайского ледника, более 12 тысяч лет, то и ключам - не менее. Так считают ученые. Поэтому, наверное, и верится в их неиссякаемость. Одно из преданий гласит: когда наступит конец Света и после Страшного Суда вода на земле иссякнет, то не иссякнет она только в Словенских ключах...
В последние годы Словенские ключи стали местом паломничества огромного количества народа. Обряды и обычаи, связанные с водой, уходят своими корнями в глубокую древность и известны у всех народов земного шара.
Культ воды знали и славяне. Нестор прямо говорит, что русские «кладезем и езерам жертву приношаху», а в слове Кирилла сказано: «Не нарицайте себе бога ни в реках, ни в студенцах».
С приходом христианства меняются обычаи и обряды, но уважительно-почтительное отношение к водным источникам остается. Обычаи, связанные с водой в XIX—XX вв., дошли до нас преимущественно в трансформированном виде.
дно из самых красивых мест в округе Изборска — деревня Малы с остатками древнего монастыря и прекрасным видом на Мальское озеро. Знаменит мальской Подалтарный или Онуфриевский родник, который вытекает из под алтарной части Рождественской церкви. Местное предание говорит, что Онуфрия (основателя монастыря) как-то укусила змея, омыв ногу в роднике монах исцелился. А по воспоминаниям старожилов раньше, в ночь Ивана Купалу, в этом роднике омывались женщины свято веря, что это принесет им здоровье и красоту. Недалеко от монастыря есть еще родничок, который считается глазным.
Славянская мифология приписывает быстро текущей родниковой воде целительные свойства. Всем известен миф, общий всем индоевропейским народам, о живой воде, которая исцеляет раны, наделяет крепостью, заставляет разрубленное тело срастаться и возвращает самую жизнь, народные русские сказки называют ее также сильной или богатырской водой... И подтверждает это предание славная история древнерусского города Изборска. До сих пор сила наших родников помогает нам жить, радоваться жизни и делиться этой силой с другими. Поэтому перед жителями Изборска и сотрудниками музея-заповедника стоит задача: беречь уникальный памятник природы и культуры — Изборские родники...
И это очень небольшая часть легенд, преданий об Изборске.