
Приветствую всех участников путешествия во времени и пространстве. Добралась я наконец-то до нормального отчета. Вот странная вещь без работы никак нельзя, ибо нужны какие-то средства к существованию, но эта же самая работа так мешает моему хобби и всему, что с ним связано, время съедает, аки прожорливый крокодил. Ну, все пожаловалась и хватит, пора подводить итоги прошедшему этапу.
На этот раз у нас дистанции только участника.
Avdonia, прибавляется закатное небе Африки (если я все правильно углядела)
solovei, прогресс очевиден, и уже совсем скоро мы увидим очередной шедевр в исполнении Верочки.
Мотылек, какие яркие цветы распускаются на вышивальном полотне.
Пропустившим отчет норму на следующий этап оставила такой же, как и была.

Давненько мы с вами никуда не путешествовали. И сегодня мы отправимся в одну из столиц Древнего Египта

Этот город жив и сейчас, только называется он теперь Луксор. Кто-то может даже там уже побывал и знает об истории города, а для тех, кто еще не успел съездить в Египет, расскажу немного об этом городе.
Древние египтяне называли город Уасет («Город жезла уас», «властвующий город»), иногда просто Ниут «Город») или Ниут-ресет («Южный город»). Из-за посвящения города богу Амону (объединённого с Ра в верховное божество Амон-Ра) Фивы с конца Нового царства были известны как Уасет-нет-Амон или Ниут-нет-Амон — «Город Амона». Отсюда библейское наименование Но-Аммон в Книге пророка Наума и просто Но в Книге пророка Иезекииля и Иеремии. Греки же отождествляли Амона с «Зевсом-Аммоном», из-за чего с македонского завоевания птолемеевской эпохи распространено название «город Зевса» — Диосполь Великий. В «Илиаде» Гомера и последующих древнегреческих источниках город чаще упоминается как «стовратные Фивы» (в честь множества храмовых пилонов), чтобы не путать с греческими «семивратными Фивами». Греческое слово происходит от египетского названия местности главного храма бога Амона — Ипет с членом женского рода «та» — «Та-ипет» (ныне Карнак — «укреплённая деревня» на арабском). Арабское же название Луксор, от эль-Уксур — «дворцы», — является переводом ещё одного греческого и коптского топонима (Пшомт энкастрон — «Три крепости»).
Древнейшее поселение на месте Фив датируется эпохой Среднего палеолита. История египетских Фив уходит в глубину веков: территория города была непрерывно заселена по крайней мере с ок. 3200 года до н. э. Считается, что сам город зародился ещё в эпоху Древнего царства (III тысячелетие до н. э.) — с этого времени тут сохранилась часть статуи фараона Ниусерра (V династия, XXV в. до н. э.). Впервые город упоминается ещё раньше, при фараоне Микерине (Менкаура) (IV династия; XXVI в. до н. э.).
Однако пышному расцвету города предшествовала долгая история. Во время Первого переходного периода Фивы, ещё недавно бывшие незначительным поселением в септе (номе) Гермонтиса, стали одним из двух политических центров объединения страны. Их номархи, ведущие происхождение от местного властителя Иниотефа Старшего и ставшие известными как XI династия фараонов, вели борьбу с правителями Гераклеополя за контроль над Египтом.
- закат на Ниле, там где раньше был древний город Фивы
В эпоху Среднего царства Фивы в XXI в. до н. э. впервые на небольшой срок становятся новой столицей вновь объединённого Египта, когда фараон Ментухотеп I, а затем его последователи Ментухотеп II и Ментухотеп III захватили земли вдоль верхнего течения Нила. Они открыли пути к Красному морю, оживили торговлю и сделали Фивы столицей Египта. Именно в эту эпоху в Фивах началось активное возведение монументальных святилищ богам и усопшим царям — в частности, при Ментухотепе II был сооружён первый заупокойный храм в Дейр-эль-Бахри. Местный бог Амон приобрел статус государственного бога. Следующая XII династия избрала своей резиденцией Иттауи, но Фивы сохраняли своё значение как религиозный и экономический центр.
Когда гиксосы захватили северную часть Египта во время Второго переходного периода, фиванские правители (XVI династия) сохранили свою независимость. Их преемники из XVII династии повели борьбу с гиксосами, закончившуюся изгнанием последних из Египта.
- храм в Луксоре
С началом Нового царства в эпоху XVIII династии (XVI—XIV вв. до н. э.) для города начинается период наивысшего подъёма. Фивы стали политическим и религиозным центром великой державы, границы которой на юге глубоко вдавались на территорию Нубии (современного Судана), на западе доходили до Ливии, а на северо-востоке до Евфрата. Расцвет Фив, как и самого Египта, стал возможен благодаря военным успехам фараонов. Жители города верили, что победы им обеспечивала поддержка главного бога царства, покровителя власти фараонов Амона, который, слившись ещё с одним древнеегипетским богом Ра, стал Амоном-Ра. Его священным животным был баран. Поэтому нередко бога Амона изображали с головой барана. Жрецы всячески распространяли его культ, устраивали в его честь различные празднества. Это позволило им сосредоточить в своих руках власть и богатство. Когда Фивы вновь стали столицей всего государства, культ Амона распространился на весь Египет, однако крупнейшие храмы в его честь продолжали сооружаться здесь. Большинство фараонов направляло на строительство в этом городе значительную часть ресурсов Египта и его огромных внешних владений.
Именно жрецы способствовали усилению власти женщины-фараона Хатшепсут, формально остававшейся регентшей при пасынке Тутмосе III. За её более чем 20-летнее правление восстанавливались старые храмы и возводились новые, посвящённые Амону. Хатшепсут велела соорудить в Фивах «Красное святилище», в котором находилась церемониальная ладья бога Амона. По её приказу перед храмом ставились гигантские памятные гранитные обелиски. Её начинание подхватили следующие фараоны эпохи, в особенности Тутмос III, Аменхотеп III и Рамсес II.
- храм Хатшепсут
На восточном берегу Нила в Фивах, который называли ещё «городом живых», они возводили величественные храмы для богов, в которые могли входить только фараоны и жрецы, а на западном берегу среди пустынных скальных нагромождений велели сооружать подземные храмы для загробной жизни фараонов — «город мёртвых». Это погребальное культовое место получило название Долины царей, где находятся в общей сложности 62 гробницы, среди них наиболее известна KV62, принадлежавшая Тутанхамону.
- красное святилище Хатшепсут
Помимо храмов на восточном берегу, строились роскошные поместья для знати, разбивались сады с плодовыми деревьями, делались искусственные озёра с плавающими в них экзотическими птицами. Из Сирии, Палестины в Фивы привозили бесчисленные сосуды с вином, изделия из кожи, популярный у египтян камень лазурит. С юга Африки направлялись торговые караваны, гружённые слоновой костью, чёрным деревом, золотом, благовониями.
Фивы были столицей Египта на протяжении всей XVIII династии Нового царства, за исключением Амарнской эпохи, во время которой фараон Аменхотеп IV (Эхнатон), стремясь ограничить влияние фиванского жречества, перенёс столицу в выстроенный по его приказу новый город Ахетатон (Телль-Амарну). Уже после смерти Эхнатона, столицу в конце XIV в. до н. э. вернули в древний Мемфис.
Окончательный закат города начался в VII веке до н. э. Кушитские фараоны держали военные гарнизоны далеко от Фив, а солдат требовалась снабжать продовольствием, оружием, ими надо было управлять. Фараоны всё чаще уезжали на юг, и Фивы оставались беззащитными. В конце концов этим воспользовались враги Египта. Последний великий царь Ассирии Ашшурбанапал напал на безоружные Фивы и разграбил город. Это нападение стало началом его упадка. Фараоны уже не вернулись в Фивы. Их фиванскому наместнику — Монтуемхету, которого ассирийские надписи даже называют «царём Фив» — удалось сохранить должность при всех повелителях, вплоть до Псамметиха I, но его династия местных губернаторов на нём пресеклась.
В эллинистическую эпоху династия греко-македонских царей Птолемеев, правивших Египтом чтила фиванские святыни, но Александрия Египетская окончательно оттеснила древнюю столицу на задний план. Недовольство не замедлило сказаться, и Фиваида стала районом двух восстаний против Птолемей V Эпифана (Хорунефера/Гармахиса в 205—199 и Анхмахиса в 199—186 гг. до н. э.). Затем последовало восстание против Птолемея VIII Фискона и Птолемея X Александра I, когда Фивы дали Египту, похоже, последнего местного (не эллинистического) претендента на престол (Харсеси в 131 г. до н. э.); они не смирились и перед Птолемеем IX Лафуром, последствием чего были осада, героическая защита граждан, превративших храмы в крепости, взятие города штурмом и его опустошение (83 г. до н. э.). Город полностью разрушили, красивые храмы пришли в запустение.
- Рамессеум (заупокойным храм Рамзеса II)
Многие постройки Фив были разграблены, снесены и разрушены римлянами. В 27 г. до н. э. новый удар его памятникам нанесло страшное землетрясение. Они разрушались и оттого, что, за обезлюдением, были брошены на произвол судьбы, заливались Нилом, разъедались почвенной солью; в древних храмах селились звери и птицы, находили приют люди. С распространением в первые века новой эры христианства район Фив становится одним из центров монашеского движения — христианские отшельники селились в некрополе, в некоторых отделениях языческих храмов были выстроены церкви; материал древних сооружений шёл на новые постройки. Здесь же родился и один из основателей монашества Пахомий Великий.
Согласно оценке Джорджа Модельски, в Фивах на 2000 год до н. э. могло проживать до 40 тысяч жителей (в сравнении с 60 тысячами в Мемфисе, бывшем тогда крупнейшим городом мира). Спустя два столетия население Мемфиса сократилось почти вдвое, что сделало Фивы самым населённым городом в Египте. Историк Иэн Моррис описывает Фивы между 1500 и 900 годами до н. э. как крупнейший город мира с населением более 75 тысяч человек.
В древности Фивы располагались на обоих берегах Нила. На восточном старая столица Египта в дальнейшем была разделена каналом на две части: на юге родился город Луксор, на севере — деревня Карнак. Растянувшиеся в длину на 260 метров развалины двух грандиозных храмов на восточном берегу Нила — Карнакского и Луксорского, соединенные аллеями сфинксов — остались единственным свидетельством былого могущества Фив и правивших в нём фараонов. Величественные храмовые комплексы некогда соседствовали здесь с роскошными дворцами, богатыми домами знати с выложенными бирюзово-зелеными фаянсовыми плитками оконными проемами, садами редкостных деревьев с тамарисками, сикоморами и финиковыми пальмами и искусственными озёрами.
- храмовый комплекс в Карнаке
На другом берегу Нила, в западной части Фив, находилась царская резиденция и огромный Фиванский некрополь, расположенный в амфитеатре скал, над которыми возвышается Дехенет — «Западная вершина», называющаяся сейчас эль-Курн. Повелительница этой горы богиня-змея Меритсегер («любящая безмолвие»), охранявшая покой умерших, согласно легендам, оберегала не только царские погребения, расположенные в Долине царей и Долине цариц, но и гробницы вельмож и простых горожан (Долину знати близ Шейх-Абд-эль-Курны).
Это место выбрал для своего будущего погребения фараон Тутмос I (XVIII династия) со своим придворным зодчим Инени, надеясь, что скрытая от постороннего взгляда гробница, запрятанная в скалах, лучше защищена от расхитителей, чем открытые всем взорам пирамиды; его преемники последовали его примеру. В знаменитой Долине фараонов 42 гробницы, почти все — фараонов. Чтобы ввести охотников за легкой наживой в ещё большее заблуждение, храмы умерших закладывались в удалении от самих гробниц, входы в гробницы засыпали крупными камнями и замуровывали — впрочем, все эти ухищрения не уберегли гробницы от разорения.
Из 64 обнаруженных до сих пор гробниц самыми примечательными считаются гробницы Тутмоса III, Аменхотепа II, Тутанхамона, Хоремхеба, Рамсеса I, Сети I, Меренптаха, Рамсеса III, Рамсеса VI и Рамсеса IX. Все гробницы оказались разграбленными ещё в древности. Лишь гробница Тутанхамона была обнаружена английским археологом Говардом Картером в 1922 году в полной сохранности. Эта гробница исторически незначительного фараона, умершего в девятнадцатилетнем возрасте, оказалась переполнена золотом, украшениями и прочими сокровищами.
Гигантские статуи фараона Аменхотепа III, которые называют Колоссами Мемнона, приветствуют каждого путешественника на границе зеленых пшеничных полей и безжизненных песков пустыни. Две сидящие фигуры высотой 18 м охраняли некогда вход в несуществующий сегодня гигантский посмертный храм Аменхотепа III. На них сохранились греко-римские графитти времен императора Адриана и других видных деятелей античного мира. В свое время эти колоссы были известны тем, что один из них издавал жалобный стон на заре. Считалось, что таким образом свою мать, богиню утренней зари Эос приветствовал погибший во время Троянской войны от руки Ахилла эфиоп Мемнон. Звуки прекратились после реставрации в 199 г. н. э.
- колоссы Мемнона
На этом я завершу наше путешествие в Древний Египет. В заключение могу сказать, что к истории Древнего Египта мой интерес начался с книги Ивана Ефремова "На краю Ойкумены", а также книги Михаила Ахманова "Страж фараона" - это книга фэнтази в жанре про попаданцев и посвящена правлению Хатшепсут, поэтому к храмовым комплексам Карнака у меня особый интерес.
